Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева отзывы и оценка

Москва, Воздвиженка, 5/25 ст1


Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева

4.5

15 оценили
Это — официальная страница Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Фонды музея насчитывают более 800.000 единиц хранения: это не только авторская архитектурная графика XVIII-ХХ веков, но и архитектурные модели, макеты, коллекция строительных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства, фотографий, негативов, личных архивов архитекторов, живописи и многого другого.

Здесь, в виртуальном пространстве ВКонтакте, мы показываем предметы из наших фондов, рассказываем об истории архитектуры, делимся последними новостями из жизни музея и научными открытиями наших сотрудников и помогаем видеть прекрасное в окружающем.

НАШИ РУБРИКИ
#КоллекцияМУАР - наша коллекция
#ЛекторийМУАР - видео-записи лекций и анонсы предстоящих мероприятий в музее
#АрхитектурныйКалендарь - самые важные события в истории мировой архитектуры
#АрхитектурныйСловарь - просто о сложных терминах
#АрхиСтихи - архитектурные образы в поэзии
#АрхитектурнаяДеталь - просто красивые кадры с деталями ваших любимых зданий
#АрхитектурноеПутешествие - идеи для самостоятельных путешествий
Категория Музеи
Город Москва
Адрес Воздвиженка, 5/25 ст1
Телефон +7(495)690-05-51 +7(495)697-13-06 +7(495)691-21-09
Сайт muar.ru
ВК archmuseum


Dislike Мне не нравится

Побывала на экскурсии «Авангардстрой». Стоит это 450 рублей – билет на выставку + экскурсия. Моё мнение: если вы не студент архитектурки (для них – бесплатно), то экскурсия – сомнительное удовольствие: собрать группу 50 человек, чтобы потом водить их по залам от одного ватмана к другому, а на ватманах - эскизы зданий, которые видны только на расстоянии метра (это же не картины). Посчитайте: на метр площади 50 человек… Отмечу также работу оформителей выставки – по-моему, это халтура (хотя, возможно, они были ограничены финансово) - очень узкое понимание соц.времени: затянуть стены красным «ситчиком», на люстры надеть красные мешки – очень оригинально! Экскурсовод, конечно, старается, но экскурсанты всё больше уходят на собственный осмотр. Вот и я сходила в залы, где хранятся модели Большого Кремлевского дворца Баженова. Это мне понравилось! Там есть видео с лекцией о макете. В отдельном зале выставка «Архитектурная графика Александра Балабина». Интересно, потому что графика сопровождается текстовым комментарием самого автора. А ещё - эти здания видела в реализованном виде. Интересно посмотреть – с чего всё начиналось… Я для себя решила: 1) если никогда не любила соц.авангард, то уже вряд ли полюблю (ну не вижу я в нём красоты!); 2) на будущее - лучше самой почитать "по теме" и идти самостоятельно по выставкам, чем рассматривать спины экскурсантов. И еще пожалела, что не пошла на лекцию по барокко (она проходила в это же время)...

Отправлено 6 лет назад

От Esperanza Nadine

Like Мне нравится

Стыдно признаться, я много раз ходила мимо этого мрачноватого здания на Воздвиженке, но даже не подозревала, что у него внутри - музей архитектуры. Потому как никогда не замечала скромную табличку рядом с неприметной дверью. Наверняка, вы так же, как и я тыщу раз проходили мимо. Так вот, это надо срочно исправлять. Сейчас расскажу почему. Неделю назад, благодаря популярному в узких кругах проводнику в мир искусства сообществу moskva_lublu, мне повезло оказаться на экскурсии Елизаветы Лихачевой, которая не только "молода и хороша собой" (c), но еще и директор музея архитектуры им. А.В.Щусева, а также, что самое главное - совершенно прекрасный рассказчик с отличным кругозором, чувством юмора и вообще, как мне показалось, она из тех удивительных женщин, которые тебе и про нюансы барочной архитектуры, и коня на скаку, если надо. Я была восхищена, да. Экскурсия же была не просто интересной, она была СТРАШНО ИНТЕРЕСНОЙ. Категорически рекомендую приходить именно на экскурсию, потому что без нее музей - это просто собрание чертежей, макетов и карт. А вот те же самые экспонаты с комментариями - это просто настоящий праздник идей, искусства, философии и городских проектов. Мы провели в музее два с лишним часа, а любопытного там хватило бы еще как минимум на три. В России авангард был прежде всего ответом на вызов - надо было как-то организовывать жизнь в рамках новых городских условий. Архитектурный авангард родился одновременно с новаторскими художественными явлениями 1920-х годов, вместе с супрематизмом Малевича, стихами Маяковского и постановками Мейерхольда. При этом нашей стране повезло в том смысле, что для нового искусства сложились исключительно благоприятные условия. В общем-то можно сказать, что существовал социальный заказ - новая страна нуждалась в масштабном обновлении всего и вся. Например, тому же Ле Корбузье в Париже было куда сложнее - ему приходилось убеждать буржуа в том, что пришло время строить по-новому. Да и задачей бульваров Османа в первую очередь было обеспечение пространства для городского транспорта, а уже потом эстетические цели. Важный момент - авангард не несет в себе идеологии. Вот. например, проект института библиотековедения им. Ленина на Воробьевых горах (И.Леонидов, 1927 г.). Шар - аудитория на 4000 человек перекрытая стеклянным куполом - выполняет роль центра композиции, и стоит на одной опорной точке, на ажурном металлическом постаменте. Изнутри он мог быть разделен на сектора движущимися перегородками, что давало возможность варьировать количество аудиторий и их площадь. Штора-экран превращала прозрачный купол аудитории-шара в планетарий - научный оптический театр. Рядом с шаром - вертикальный параллелепипед книгохранилища со стеклянными фасадами. Книги подавались читателю и возвращались в книгохранилище по горизонтальным и вертикальным конвейерным системам. И причем тут Ленин, спросите вы. Вот именно. Не причем. Именно эта проблема в 1934 и остановила развитие данного стиля в СССР. Авангардистов обвинили в буржуазности. Уж слишком нейтральными оказались созданные проекты, а стране нужна была архитектура, подчеркивающая ее идеологию. Что логично и правильно, в общем-то. И как бы не был интересен авангард - он с этой задачей не справился. Впрочем, это будет после, а начало - совершенно потрясающе. Вот, например, проекты орбитальных городов Крутикова. Кажется - чистая фантастика, однако же на деле это вовсе не была фантазия из любви к искусству. В основе (я была поражена) лежали идеи русского космизма, а именно - продления человеческой жизни и возможного воскрешения людей. Ведь если люди будут жить долго, и к тому же земля пополнится умершими, то надо будет где-то всем обитать, а значит, в какой-то момент (и тогда, в 20-30 казалось, что уже скоро) человечеству придется осваивать пространства за пределами земли. В том же зале представлены эскизы и рисунки Ивана Леонидова к работе всей его жизни под названием "Город солнца". Название отсылает к одноименной книге Кампанеллы, которая легла в основу философской работы Леонидова. Но здесь в паре слов не расскажешь, это надо смотреть и разбирать отдельно и подробно. Выглядит местами просто мистически. Но, конечно же, авангардисты не ограничивались проектами городов будущего, они строили их в настоящем. Именно в это время появляются идеи городов-спутников. Скажем, Москву с учетом розы ветров планировалось ориентировать по оси Москва-Питер, причем на Юго-Западе должны были располагаться жилые дома, а на востоке - производства. Сами схемы представлены на выставке, их довольно интересно рассматривать, особенно из нашего времени. . По ходу рассматривания проектов обнаружилось много неожиданного. Например, вы знали, что Леонидовский проект клуба для Артека - это почти копия виллы Фарнезе (16 век), а проект современного поселка при Горьковском заводе (современного на момент 30-х годов) напоминает строгую планировку римского города с его квадратами улиц (были в Помпеях - именно такого)? Второй зал посвящен ПРИСУТСТВИЮ в смысле старого русского слова для обозначения рабочего помещения. Основной постулат рационализма - архитектура, это искусство, имеющее дело с пространством. Еще один проект, который выполнен вполне в духе современности, это проект дома Наркомтяжпрома на Красной площади. Мы видим соединение небоскребов разных форм (что ныне реализовано, например, в Сити), что впервые придумал Леонидов. Но только здесь, это, на минуточку, 1934 год. Проект, как легко догадаться, не был реализован, в те годы еще не было технологий, позволяющих строить такие высокие здания из стекла (они же качаются, а значит - хрупкие). Впрочем, счастье, что не был. Потому что то, как планировалось застроить район Китай-города, повергает в ужас. Новое административное здание должно было стать одним из крупнейших высотных ориентиров Москвы 1930-х годов. Для него был выделен большой участок в самом центре столицы в районе Китай-города на месте Верхних торговых рядов - здания ГУМа и расположенных за ним кварталов. Из старых построек оставляли только стены Кремля, Большой театр и собор Василия Блаженного А для Известий планировали совершенно прозрачный стеклянный небоскреб. Но в итоге победил тот проект, который и сейчас можно увидеть в натуральную величину на Пушкинской: Кстати, наберите в гугле "гробница Еврисака". Найдете кое-что любопытное :) Чем была хороша советская власть, так это заботой о ДОСУГЕ своих граждан. Следующий зал посвящен именно ему. Куда обычно шел человек после работы? В кабак. Пить, буйствовать и вообще. Кабаки решили заменить рабочими клубами. Просвещение вместо пьянства. Шахматы, кино, книги, спорт. Была придумана игра "Виктрис" - аналог шахмат, без короля и ферзя, зато с новыми фигурами - самолет, танк и пулемет. Эскизы фигур для новых шахмат очень стильные! А какие интересные здания строили для рабочих клубов. Вот, например, клуб им. Русакова (архитектор Мельников, 1929 г.). Сейчас там театр Виктюка, куда стоит сходить в том числе и ради самого здания. Также все еще можно увидеть клуб им. С.М. Зуева (архитектор Голосов, 1929 г.) Ну, и наконец, еще один зал посвящен ДОМУ. И, конечно, здесь можно увидеть проект здания Наркомфина, 1930 г., который и по сей день жив и здоров (Новинский бульвар, 25). Совершенно уникальный в своем роде проект, причем даже не столько в архитектурном, сколько в бытовом плане. Смотрите. На дворе 30-е годы. Холодильника нет. Плита топится дровами. А еще стирка. Каково было бедным женщинам? Так что идея освобождения от кухонного рабства - это прекрасно, по-моему. Зачем тебе большая кухня, если ешь ты в столовой? Зачем просторная ванная, если стираешь белье в прачечной? Но если не нужна кухня и ванная, то квартира может быть меньше. И дешевле. И построить таких квартир можно больше. Отсюда все идеи обобществления бытовых удобств. Как человек, который ненавидит готовку, я бы с удовольствием жила в доме со столовой. Не говоря уже о прачечной. Там ведь еще и погладят, и накрахмалят. Эх... Постройка включает в себя два корпуса, жилой и коммунальный; их соединяет теплый переход, расположенный на уровне второго этажа. Жилой корпус – это горизонтально протяженное шестиэтажное здание, прореженное лентами окон. Около десятка типов квартир – ячеек – было рассчитано на 50 семей. В четырехэтажном коммунальном корпусе со стеклянной стеной располагались кухня, детский сад, механическая прачечная. Однако действовали не все помещения – столовая как общественное пространство почему-то не пользовалась успехом у жильцов. Сказать, что мне понравилось, это ничего не сказать. Уточняйте день, когда экскурсию ведет Елизавета Лихачева, и мчитесь со всех ног. Это стоит того.

Отправлено 6 лет назад

От kagury

Like Мне нравится

Очень интересная выставка эпохи советского авангарда в архитектуре работает в музее до начала весны, а до 4 февраля - потрясающая выставка Якова Чернихова!

Отправлено 6 лет назад

От Mariya Mukhina

Like Мне нравится

В России есть всего два музея архитектуры: муар и пушка. Посещаю муар с детства. Я настоящий поклонник муар! Советую всем как-нибудь заглянуть - всегда идет что-то интересное

Отправлено 6 лет назад

От Mike Parikin

Like Мне нравится

В Музее Архитектуры сейчас проходит выставка "Московское метро". Рекомендую! Очень интересно рассматривать настоящие советские чертежи и узнавать станции, которые проезжаешь каждый день. Или представить, как могло бы выглядеть метро, если бы выбрали альтернативные варианты проектов. После посещения выставки я стала замечать гораздо больше деталей в уже давно знакомых вестибюлях! Выставка продлится до конца июля, так что ещё можно успеть её посетить.

Отправлено 8 лет назад

От Anya Chocolat

Like Мне нравится

Пришла в музей посмотреть на ту самую статую из отзыва Светлой. Ладно, шучу) На самом деле заинтересовала меня выставка, посвященная Метрополитену. И после удаления восьмерки в стоматологии (да, я псих))) мы с Никитой встретились и прошлись по экспозиции. Билет я купила за нал, т.к. мне показалось, что безнал они не принимают. Стоит вход 250 рублей и действует сразу на все экспозиции. Само по себе помещение уже заслуживает отдельного внимания. В фойе представлены статуи египетской стилистики, все вокруг отделано мрамором. А потолки... вот ради них только можно сюда прийти. В каждом зале своя замечательная по стилистике люстра и либо роспись, либо лепнина, либо и то и другое. Так что половину времени я ходила с задранной вверх головой и возведенными к потолку очами:) Единственное - как мне показалось, люстры давно не реставрировались, ибо вид у некоторых из них был неказист. Также и на потолке и стенах были подтеки... Вернемся к экспозиции. Я, как обычно, не читала описание. Думала, что будет нечто более интересное, чем просто фото и проекты работ. Хотя довольно интересно было посмотреть на предложения по оформлению станций. И даже пришлось с усилием вспоминать - как же отделаны колонны на Комсомольской станции метро:) Много фото строящегося метро и тех вестибюлей, которые уже совсем другие. С удивлением узнала, что Бауманская сдавалась только в 4 очереди. Думала, что во второй. Очень интересно было увидеть карту метро 1989 года и фотографии, где собирают мозаичное панно для отделки Комсомольской. Далее мы прошли к основной экспозиции. На втором этаже она была представлена макетами Кремлевского дворца в масштабе 1:48. Столько труда... Во дворе музея были представлены скульптуры и части Триумфальной арки, первой версии. Также забежали на выставку современного искусства. Когда заходишь в помещение и словно на прием к сатанисту попала) Такая музычка и темнота вокруг... Кстати, были парочка работ интересных, но выполнение самих их было настолько неаккуратным, что вся идея пошла насмарку. Не было ни подписей, ни вообще каких-либо опознавательных знаков. Впрочем, сие среди современных творцов модно. В музее очень вежливые смотрители и кассир. Предупреждают можно ли снимать, все ли можно. В целом я бы пошла еще, но на какую-то более интересную экспозицию и обязательно с экскурсией.

Отправлено 8 лет назад

От Cherepaha_big

Like Мне нравится

Привела в этот музей меня экскурсия, посвященная московскому метро. Билет стоит всего 250 рублей, есть так же льготный всего за 100 рублей. Выставка представляет собой различные варианты эскизов станций, как реализованные в итоге, так и оставшиеся в планах и старинные фотографии, на которых изображены и не сохранившиеся ныне вестибюли. Разделена выставка по очередям строительства: от самых первых станций в начале и до кольцевой и некоторых радиальных обычных станций в конце. По некоторым проектам на Новокузнецкой в центральном зале могли стоять бюсты различных военных деятелей, а на потолке хотели оставить железные тюбинги, не закрывая их ничем; станция Китай-Город могла стать двухэтажной, а не кросс-платформенной как сейчас; а общий вестибюль Площади Революции и Театральной так вообще должен был стать небольшой частью огромного Большого академического кинотеатра. Конечно здесь лучше ходить с экскурсией, так как можно узнать гораздо больше. Удалось подслушать, что архитектор станции Лубянка хотел сделать световые линии, которые помогали бы людям ориентироваться людям и находить выход, вестибюль Красных Ворот символизирует собой тоннель метро. Так же оказалось, что большинство светильников станций первой очереди, к сожалению, не дожили до наших дней и были заменены на более простые. Помимо этой выставки во дворе музея так же есть небольшая экспозиция деталей со старой Триумфальной арки, которая стояла на площади Тверской заставы, но была снесена. А в Аптекарском приказе сегодня началась выставка архитектурного бюро WALL из разряда современного искусства, точнее из той его части, где люди задаются вопросом "Что за...?!"

Отправлено 8 лет назад

От Никита Жирафко

Like Мне нравится

Музей, который я в первую очередь люблю за атмосферу, эта изумительная отваливающаяся штукатурка, старинные деревянные перила, немноголюдность. Здесь потрясающие смотрители, знающие свою работу, любящие свою работу, готовые с радостью все показать и рассказать, со светящимися лицами. Маленький кусочек старой Москвы. Жаль скоро закроют на реконструкцию, а потом неизвестно, что там будет дальше.

Отправлено 8 лет назад

От Александра

Like Мне нравится

Каждый уважающий себя архитектор обязан хоть раз посетить данный музей. Особенно начинающий архитектор. Чтобы вдохновиться.

Отправлено 9 лет назад

От happy Cat

Like Мне нравится

"Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию". (с) Алексей Викторович Щусев О деле Архитектура - наше всё. Именно поэтому меня каждый раз тянет в этот музей. Здесь сразу три выставочных пространства для экспозиций, постоянно проходят уникальные выставки, интересные лекции и экскурсии, есть свой специализированный книжный магазин (заходим в главный вход и поворачиваем налево). Обратите внимание на "Путеводитель по коллекциям" (цена за штуку 350 руб.) - любопытное и полезное издание, которое стоит забрать с собой в качестве информационного. По факту За вход нынче нужно заплатить 250 руб., за посещение лекции - 200 руб. (расписание лучше узнавать заранее). При этом, члены творческих Союзов (художники, архитекторы и дизайнеры), а также члены Российской академии художеств имеют право на бесплатный вход при предъявлении соответствующего удостоверения. П.С. Понедельник - традиционный выходной. __ С уважением, N.

Отправлено 9 лет назад

От Nika

Like Мне нравится

Муар - очень важный для города музей: здесь повествуется не только о зданиях, их бывших названиях, но и архитекторах, отношениях между коллегами, выставляются макеты и проходят лекции. Здание является историческим памятником, поэтому и само по себе представляет интерес. Рекомендую как москвичам, так и гостям города.

Отправлено 9 лет назад

От mia

Dislike Мне не нравится

Была там три года назад... Были шокированы с подругой скульптурой без головы, но с эрегированным фалосом... музей архитектуры.а тут такое... Да и вообще музей абсолютно не впечатлил...какой-то разрушенный... Может быть уже все изменилось, но пока желания туда идти нет...

Отправлено 10 лет назад

От Светлая

Like Мне нравится

Отличный музей. Хожу туда почти по возможности как можно чаще.) А еще, в воскресенье, 14 апреля, с 12:00 до 18:00, там пройдет своеобразная выставка, "фотосушка". Это необычная фотовыставка. Каждый, будь то пилот или сантехник может почувствовать себя фотографом) все пришедшие вешают свои фотографии на прищепки. В обмен можно взять любой другой снимок, да еще и оставить пожелание будущему владельцу вашего снимка:) Надеюсь, встретимся на фотосушке!))

Отправлено 11 лет назад

От Валерия

Like Мне нравится

Удивительно, но местные величают музей тепло и художественно "Муар". Об истоках: А.В. Щусев (1873–1949) – знаменитый российский архитектор. Среди его построек: мавзолей В.И. Ленина, Казанский вокзал, гостиница "Москва". А.В. Щусев – автор, идейный вдохновитель и, собственно, основатель музея. Если театр начинается с вешалки, то Музей архитектуры начинается с исторического здания, признанного памятником архитектуры. На входе вас встретит милая и очаровательная "хозяйка", которая знает всё про все экспозиции. У нее же можно приобрести билет. Готовьте 150 рублей (если мне не изменяет память). Кстати, для студентов архитектурных специальностей вход бесплатный. Фотографировать можно, но не везде и не все экспозиции. Так что решить этот вопрос лучше всего сразу, на входе. А теперь лирика: Архитектура - пласт информации. Информации о времени, месте, людях, об их стиле жизни. Сейчас, при бездумной застройке городов, мы теряем самое ценное - теряем себя. Товарищи архитекторы, прошу вас, сначала думайте, потом стройте! Я все сказала. __ С уважением, N.

Отправлено 11 лет назад

От Nika

Like Мне нравится

Я архитектор, который от всего своего незамысловатого сердца рекомендует посетить этот музей каждому! Архитектура - одна из главных составляющих нашей жизни. Знать и понимать архитектуру необходимо, чтобы лучше понимать и осознавать то пространство, где мы с вами здесь и сейчас. При становлении архитектурного вкуса можно требовать хорошую и качественную архитектуру, чтобы ни власти, ни импульсивные заказчики не решали, что и где должно быть в каком виде. Архитектура - это не строительные материалы, собранные гастарбайтерами в кратчайшие сроки за жалкие копейки, это составляющая нас, это часть нашего окружающего мира. Мы живем в домах и квартирах. Наши дома должны быть красивыми, а квартиры просторными. Каждый наш взгляд должен посылать в мозг сигнал о наслаждении от созерцания всего, что нас окружает. Музей архитектуры подарит вам минуты наслаждения и нового понимания мира и возможность перестать видеть вокруг себя просто коробки с дырочками для света. Сам Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева располагается в памятнике архитектуры недалеко от Кремля. В музее много красивых макетов, планы и разрезы на светопрозрачной конструкции, мягкие диваны для просмотра видео, стенды с информацией. Это белый, красный и черный. Это лекции. Это прекрасные тематические выставки (http://player.vimeo.com/video/39538773 к примеру) Здесь расскажут о Москве, ведь без архитектуры Москва не Москва!!

Отправлено 11 лет назад

От Mari