Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева отзывы и оценка

Москва, Воздвиженка, 5/25 ст1


Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева

4.5

15 оценили
Категория Музеи
Город Москва
Адрес Воздвиженка, 5/25 ст1
Телефон +7(495)690-05-51 +7(495)697-13-06 +7(495)691-21-09
Сайт muar.ru
ВК archmuseum


Dislike Мне не нравится

Побывала на экскурсии «Авангардстрой». Стоит это 450 рублей – билет на выставку + экскурсия. Моё мнение: если вы не студент архитектурки (для них – бесплатно), то экскурсия – сомнительное удовольствие: собрать группу 50 человек, чтобы потом водить их по залам от одного ватмана к другому, а на ватманах - эскизы зданий, которые видны только на расстоянии метра (это же не картины). Посчитайте: на метр площади 50 человек… Отмечу также работу оформителей выставки – по-моему, это халтура (хотя, возможно, они были ограничены финансово) - очень узкое понимание соц.времени: затянуть стены красным «ситчиком», на люстры надеть красные мешки – очень оригинально! Экскурсовод, конечно, старается, но экскурсанты всё больше уходят на собственный осмотр. Вот и я сходила в залы, где хранятся модели Большого Кремлевского дворца Баженова. Это мне понравилось! Там есть видео с лекцией о макете. В отдельном зале выставка «Архитектурная графика Александра Балабина». Интересно, потому что графика сопровождается текстовым комментарием самого автора. А ещё - эти здания видела в реализованном виде. Интересно посмотреть – с чего всё начиналось… Я для себя решила: 1) если никогда не любила соц.авангард, то уже вряд ли полюблю (ну не вижу я в нём красоты!); 2) на будущее - лучше самой почитать "по теме" и идти самостоятельно по выставкам, чем рассматривать спины экскурсантов. И еще пожалела, что не пошла на лекцию по барокко (она проходила в это же время)...

Отправлено 7 лет назад

От Esperanza Nadine

Like Мне нравится

Стыдно признаться, я много раз ходила мимо этого мрачноватого здания на Воздвиженке, но даже не подозревала, что у него внутри - музей архитектуры. Потому как никогда не замечала скромную табличку рядом с неприметной дверью. Наверняка, вы так же, как и я тыщу раз проходили мимо. Так вот, это надо срочно исправлять. Сейчас расскажу почему. Неделю назад, благодаря популярному в узких кругах проводнику в мир искусства сообществу moskva_lublu, мне повезло оказаться на экскурсии Елизаветы Лихачевой, которая не только "молода и хороша собой" (c), но еще и директор музея архитектуры им. А.В.Щусева, а также, что самое главное - совершенно прекрасный рассказчик с отличным кругозором, чувством юмора и вообще, как мне показалось, она из тех удивительных женщин, которые тебе и про нюансы барочной архитектуры, и коня на скаку, если надо. Я была восхищена, да. Экскурсия же была не просто интересной, она была СТРАШНО ИНТЕРЕСНОЙ. Категорически рекомендую приходить именно на экскурсию, потому что без нее музей - это просто собрание чертежей, макетов и карт. А вот те же самые экспонаты с комментариями - это просто настоящий праздник идей, искусства, философии и городских проектов. Мы провели в музее два с лишним часа, а любопытного там хватило бы еще как минимум на три. В России авангард был прежде всего ответом на вызов - надо было как-то организовывать жизнь в рамках новых городских условий. Архитектурный авангард родился одновременно с новаторскими художественными явлениями 1920-х годов, вместе с супрематизмом Малевича, стихами Маяковского и постановками Мейерхольда. При этом нашей стране повезло в том смысле, что для нового искусства сложились исключительно благоприятные условия. В общем-то можно сказать, что существовал социальный заказ - новая страна нуждалась в масштабном обновлении всего и вся. Например, тому же Ле Корбузье в Париже было куда сложнее - ему приходилось убеждать буржуа в том, что пришло время строить по-новому. Да и задачей бульваров Османа в первую очередь было обеспечение пространства для городского транспорта, а уже потом эстетические цели. Важный момент - авангард не несет в себе идеологии. Вот. например, проект института библиотековедения им. Ленина на Воробьевых горах (И.Леонидов, 1927 г.). Шар - аудитория на 4000 человек перекрытая стеклянным куполом - выполняет роль центра композиции, и стоит на одной опорной точке, на ажурном металлическом постаменте. Изнутри он мог быть разделен на сектора движущимися перегородками, что давало возможность варьировать количество аудиторий и их площадь. Штора-экран превращала прозрачный купол аудитории-шара в планетарий - научный оптический театр. Рядом с шаром - вертикальный параллелепипед книгохранилища со стеклянными фасадами. Книги подавались читателю и возвращались в книгохранилище по горизонтальным и вертикальным конвейерным системам. И причем тут Ленин, спросите вы. Вот именно. Не причем. Именно эта проблема в 1934 и остановила развитие данного стиля в СССР. Авангардистов обвинили в буржуазности. Уж слишком нейтральными оказались созданные проекты, а стране нужна была архитектура, подчеркивающая ее идеологию. Что логично и правильно, в общем-то. И как бы не был интересен авангард - он с этой задачей не справился. Впрочем, это будет после, а начало - совершенно потрясающе. Вот, например, проекты орбитальных городов Крутикова. Кажется - чистая фантастика, однако же на деле это вовсе не была фантазия из любви к искусству. В основе (я была поражена) лежали идеи русского космизма, а именно - продления человеческой жизни и возможного воскрешения людей. Ведь если люди будут жить долго, и к тому же земля пополнится умершими, то надо будет где-то всем обитать, а значит, в какой-то момент (и тогда, в 20-30 казалось, что уже скоро) человечеству придется осваивать пространства за пределами земли. В том же зале представлены эскизы и рисунки Ивана Леонидова к работе всей его жизни под названием "Город солнца". Название отсылает к одноименной книге Кампанеллы, которая легла в основу философской работы Леонидова. Но здесь в паре слов не расскажешь, это надо смотреть и разбирать отдельно и подробно. Выглядит местами просто мистически. Но, конечно же, авангардисты не ограничивались проектами городов будущего, они строили их в настоящем. Именно в это время появляются идеи городов-спутников. Скажем, Москву с учетом розы ветров планировалось ориентировать по оси Москва-Питер, причем на Юго-Западе должны были располагаться жилые дома, а на востоке - производства. Сами схемы представлены на выставке, их довольно интересно рассматривать, особенно из нашего времени. . По ходу рассматривания проектов обнаружилось много неожиданного. Например, вы знали, что Леонидовский проект клуба для Артека - это почти копия виллы Фарнезе (16 век), а проект современного поселка при Горьковском заводе (современного на момент 30-х годов) напоминает строгую планировку римского города с его квадратами улиц (были в Помпеях - именно такого)? Второй зал посвящен ПРИСУТСТВИЮ в смысле старого русского слова для обозначения рабочего помещения. Основной постулат рационализма - архитектура, это искусство, имеющее дело с пространством. Еще один проект, который выполнен вполне в духе современности, это проект дома Наркомтяжпрома на Красной площади. Мы видим соединение небоскребов разных форм (что ныне реализовано, например, в Сити), что впервые придумал Леонидов. Но только здесь, это, на минуточку, 1934 год. Проект, как легко догадаться, не был реализован, в те годы еще не было технологий, позволяющих строить такие высокие здания из стекла (они же качаются, а значит - хрупкие). Впрочем, счастье, что не был. Потому что то, как планировалось застроить район Китай-города, повергает в ужас. Новое административное здание должно было стать одним из крупнейших высотных ориентиров Москвы 1930-х годов. Для него был выделен большой участок в самом центре столицы в районе Китай-города на месте Верхних торговых рядов - здания ГУМа и расположенных за ним кварталов. Из старых построек оставляли только стены Кремля, Большой театр и собор Василия Блаженного А для Известий планировали совершенно прозрачный стеклянный небоскреб. Но в итоге победил тот проект, который и сейчас можно увидеть в натуральную величину на Пушкинской: Кстати, наберите в гугле "гробница Еврисака". Найдете кое-что любопытное :) Чем была хороша советская власть, так это заботой о ДОСУГЕ своих граждан. Следующий зал посвящен именно ему. Куда обычно шел человек после работы? В кабак. Пить, буйствовать и вообще. Кабаки решили заменить рабочими клубами. Просвещение вместо пьянства. Шахматы, кино, книги, спорт. Была придумана игра "Виктрис" - аналог шахмат, без короля и ферзя, зато с новыми фигурами - самолет, танк и пулемет. Эскизы фигур для новых шахмат очень стильные! А какие интересные здания строили для рабочих клубов. Вот, например, клуб им. Русакова (архитектор Мельников, 1929 г.). Сейчас там театр Виктюка, куда стоит сходить в том числе и ради самого здания. Также все еще можно увидеть клуб им. С.М. Зуева (архитектор Голосов, 1929 г.) Ну, и наконец, еще один зал посвящен ДОМУ. И, конечно, здесь можно увидеть проект здания Наркомфина, 1930 г., который и по сей день жив и здоров (Новинский бульвар, 25). Совершенно уникальный в своем роде проект, причем даже не столько в архитектурном, сколько в бытовом плане. Смотрите. На дворе 30-е годы. Холодильника нет. Плита топится дровами. А еще стирка. Каково было бедным женщинам? Так что идея освобождения от кухонного рабства - это прекрасно, по-моему. Зачем тебе большая кухня, если ешь ты в столовой? Зачем просторная ванная, если стираешь белье в прачечной? Но если не нужна кухня и ванная, то квартира может быть меньше. И дешевле. И построить таких квартир можно больше. Отсюда все идеи обобществления бытовых удобств. Как человек, который ненавидит готовку, я бы с удовольствием жила в доме со столовой. Не говоря уже о прачечной. Там ведь еще и погладят, и накрахмалят. Эх... Постройка включает в себя два корпуса, жилой и коммунальный; их соединяет теплый переход, расположенный на уровне второго этажа. Жилой корпус – это горизонтально протяженное шестиэтажное здание, прореженное лентами окон. Около десятка типов квартир – ячеек – было рассчитано на 50 семей. В четырехэтажном коммунальном корпусе со стеклянной стеной располагались кухня, детский сад, механическая прачечная. Однако действовали не все помещения – столовая как общественное пространство почему-то не пользовалась успехом у жильцов. Сказать, что мне понравилось, это ничего не сказать. Уточняйте день, когда экскурсию ведет Елизавета Лихачева, и мчитесь со всех ног. Это стоит того.

Отправлено 7 лет назад

От kagury

Like Мне нравится

Очень интересная выставка эпохи советского авангарда в архитектуре работает в музее до начала весны, а до 4 февраля - потрясающая выставка Якова Чернихова!

Отправлено 8 лет назад

От Mariya Mukhina

Like Мне нравится

В России есть всего два музея архитектуры: муар и пушка. Посещаю муар с детства. Я настоящий поклонник муар! Советую всем как-нибудь заглянуть - всегда идет что-то интересное

Отправлено 8 лет назад

От Mike Parikin

Like Мне нравится

В Музее Архитектуры сейчас проходит выставка "Московское метро". Рекомендую! Очень интересно рассматривать настоящие советские чертежи и узнавать станции, которые проезжаешь каждый день. Или представить, как могло бы выглядеть метро, если бы выбрали альтернативные варианты проектов. После посещения выставки я стала замечать гораздо больше деталей в уже давно знакомых вестибюлях! Выставка продлится до конца июля, так что ещё можно успеть её посетить.

Отправлено 9 лет назад

От Anya Chocolat

Like Мне нравится

Пришла в музей посмотреть на ту самую статую из отзыва Светлой. Ладно, шучу) На самом деле заинтересовала меня выставка, посвященная Метрополитену. И после удаления восьмерки в стоматологии (да, я псих))) мы с Никитой встретились и прошлись по экспозиции. Билет я купила за нал, т.к. мне показалось, что безнал они не принимают. Стоит вход 250 рублей и действует сразу на все экспозиции. Само по себе помещение уже заслуживает отдельного внимания. В фойе представлены статуи египетской стилистики, все вокруг отделано мрамором. А потолки... вот ради них только можно сюда прийти. В каждом зале своя замечательная по стилистике люстра и либо роспись, либо лепнина, либо и то и другое. Так что половину времени я ходила с задранной вверх головой и возведенными к потолку очами:) Единственное - как мне показалось, люстры давно не реставрировались, ибо вид у некоторых из них был неказист. Также и на потолке и стенах были подтеки... Вернемся к экспозиции. Я, как обычно, не читала описание. Думала, что будет нечто более интересное, чем просто фото и проекты работ. Хотя довольно интересно было посмотреть на предложения по оформлению станций. И даже пришлось с усилием вспоминать - как же отделаны колонны на Комсомольской станции метро:) Много фото строящегося метро и тех вестибюлей, которые уже совсем другие. С удивлением узнала, что Бауманская сдавалась только в 4 очереди. Думала, что во второй. Очень интересно было увидеть карту метро 1989 года и фотографии, где собирают мозаичное панно для отделки Комсомольской. Далее мы прошли к основной экспозиции. На втором этаже она была представлена макетами Кремлевского дворца в масштабе 1:48. Столько труда... Во дворе музея были представлены скульптуры и части Триумфальной арки, первой версии. Также забежали на выставку современного искусства. Когда заходишь в помещение и словно на прием к сатанисту попала) Такая музычка и темнота вокруг... Кстати, были парочка работ интересных, но выполнение самих их было настолько неаккуратным, что вся идея пошла насмарку. Не было ни подписей, ни вообще каких-либо опознавательных знаков. Впрочем, сие среди современных творцов модно. В музее очень вежливые смотрители и кассир. Предупреждают можно ли снимать, все ли можно. В целом я бы пошла еще, но на какую-то более интересную экспозицию и обязательно с экскурсией.

Отправлено 9 лет назад

От Cherepaha_big

Like Мне нравится

Привела в этот музей меня экскурсия, посвященная московскому метро. Билет стоит всего 250 рублей, есть так же льготный всего за 100 рублей. Выставка представляет собой различные варианты эскизов станций, как реализованные в итоге, так и оставшиеся в планах и старинные фотографии, на которых изображены и не сохранившиеся ныне вестибюли. Разделена выставка по очередям строительства: от самых первых станций в начале и до кольцевой и некоторых радиальных обычных станций в конце. По некоторым проектам на Новокузнецкой в центральном зале могли стоять бюсты различных военных деятелей, а на потолке хотели оставить железные тюбинги, не закрывая их ничем; станция Китай-Город могла стать двухэтажной, а не кросс-платформенной как сейчас; а общий вестибюль Площади Революции и Театральной так вообще должен был стать небольшой частью огромного Большого академического кинотеатра. Конечно здесь лучше ходить с экскурсией, так как можно узнать гораздо больше. Удалось подслушать, что архитектор станции Лубянка хотел сделать световые линии, которые помогали бы людям ориентироваться людям и находить выход, вестибюль Красных Ворот символизирует собой тоннель метро. Так же оказалось, что большинство светильников станций первой очереди, к сожалению, не дожили до наших дней и были заменены на более простые. Помимо этой выставки во дворе музея так же есть небольшая экспозиция деталей со старой Триумфальной арки, которая стояла на площади Тверской заставы, но была снесена. А в Аптекарском приказе сегодня началась выставка архитектурного бюро WALL из разряда современного искусства, точнее из той его части, где люди задаются вопросом "Что за...?!"

Отправлено 9 лет назад

От Никита Жирафко

Like Мне нравится

Музей, который я в первую очередь люблю за атмосферу, эта изумительная отваливающаяся штукатурка, старинные деревянные перила, немноголюдность. Здесь потрясающие смотрители, знающие свою работу, любящие свою работу, готовые с радостью все показать и рассказать, со светящимися лицами. Маленький кусочек старой Москвы. Жаль скоро закроют на реконструкцию, а потом неизвестно, что там будет дальше.

Отправлено 10 лет назад

От Александра

Like Мне нравится

Каждый уважающий себя архитектор обязан хоть раз посетить данный музей. Особенно начинающий архитектор. Чтобы вдохновиться.

Отправлено 10 лет назад

От happy Cat

Like Мне нравится

"Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию". (с) Алексей Викторович Щусев О деле Архитектура - наше всё. Именно поэтому меня каждый раз тянет в этот музей. Здесь сразу три выставочных пространства для экспозиций, постоянно проходят уникальные выставки, интересные лекции и экскурсии, есть свой специализированный книжный магазин (заходим в главный вход и поворачиваем налево). Обратите внимание на "Путеводитель по коллекциям" (цена за штуку 350 руб.) - любопытное и полезное издание, которое стоит забрать с собой в качестве информационного. По факту За вход нынче нужно заплатить 250 руб., за посещение лекции - 200 руб. (расписание лучше узнавать заранее). При этом, члены творческих Союзов (художники, архитекторы и дизайнеры), а также члены Российской академии художеств имеют право на бесплатный вход при предъявлении соответствующего удостоверения. П.С. Понедельник - традиционный выходной. __ С уважением, N.

Отправлено 10 лет назад

От Nika

Like Мне нравится

Муар - очень важный для города музей: здесь повествуется не только о зданиях, их бывших названиях, но и архитекторах, отношениях между коллегами, выставляются макеты и проходят лекции. Здание является историческим памятником, поэтому и само по себе представляет интерес. Рекомендую как москвичам, так и гостям города.

Отправлено 10 лет назад

От mia

Dislike Мне не нравится

Была там три года назад... Были шокированы с подругой скульптурой без головы, но с эрегированным фалосом... музей архитектуры.а тут такое... Да и вообще музей абсолютно не впечатлил...какой-то разрушенный... Может быть уже все изменилось, но пока желания туда идти нет...

Отправлено 11 лет назад

От Светлая

Like Мне нравится

Отличный музей. Хожу туда почти по возможности как можно чаще.) А еще, в воскресенье, 14 апреля, с 12:00 до 18:00, там пройдет своеобразная выставка, "фотосушка". Это необычная фотовыставка. Каждый, будь то пилот или сантехник может почувствовать себя фотографом) все пришедшие вешают свои фотографии на прищепки. В обмен можно взять любой другой снимок, да еще и оставить пожелание будущему владельцу вашего снимка:) Надеюсь, встретимся на фотосушке!))

Отправлено 12 лет назад

От Валерия

Like Мне нравится

Удивительно, но местные величают музей тепло и художественно "Муар". Об истоках: А.В. Щусев (1873–1949) – знаменитый российский архитектор. Среди его построек: мавзолей В.И. Ленина, Казанский вокзал, гостиница "Москва". А.В. Щусев – автор, идейный вдохновитель и, собственно, основатель музея. Если театр начинается с вешалки, то Музей архитектуры начинается с исторического здания, признанного памятником архитектуры. На входе вас встретит милая и очаровательная "хозяйка", которая знает всё про все экспозиции. У нее же можно приобрести билет. Готовьте 150 рублей (если мне не изменяет память). Кстати, для студентов архитектурных специальностей вход бесплатный. Фотографировать можно, но не везде и не все экспозиции. Так что решить этот вопрос лучше всего сразу, на входе. А теперь лирика: Архитектура - пласт информации. Информации о времени, месте, людях, об их стиле жизни. Сейчас, при бездумной застройке городов, мы теряем самое ценное - теряем себя. Товарищи архитекторы, прошу вас, сначала думайте, потом стройте! Я все сказала. __ С уважением, N.

Отправлено 13 лет назад

От Nika

Like Мне нравится

Я архитектор, который от всего своего незамысловатого сердца рекомендует посетить этот музей каждому! Архитектура - одна из главных составляющих нашей жизни. Знать и понимать архитектуру необходимо, чтобы лучше понимать и осознавать то пространство, где мы с вами здесь и сейчас. При становлении архитектурного вкуса можно требовать хорошую и качественную архитектуру, чтобы ни власти, ни импульсивные заказчики не решали, что и где должно быть в каком виде. Архитектура - это не строительные материалы, собранные гастарбайтерами в кратчайшие сроки за жалкие копейки, это составляющая нас, это часть нашего окружающего мира. Мы живем в домах и квартирах. Наши дома должны быть красивыми, а квартиры просторными. Каждый наш взгляд должен посылать в мозг сигнал о наслаждении от созерцания всего, что нас окружает. Музей архитектуры подарит вам минуты наслаждения и нового понимания мира и возможность перестать видеть вокруг себя просто коробки с дырочками для света. Сам Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева располагается в памятнике архитектуры недалеко от Кремля. В музее много красивых макетов, планы и разрезы на светопрозрачной конструкции, мягкие диваны для просмотра видео, стенды с информацией. Это белый, красный и черный. Это лекции. Это прекрасные тематические выставки (http://player.vimeo.com/video/39538773 к примеру) Здесь расскажут о Москве, ведь без архитектуры Москва не Москва!!

Отправлено 13 лет назад

От Mari